главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
 
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Отображение раздела актуально

Терминология

Государственная функция — регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации или обеспечению реализации властных полномочий.

Функции органов государственной власти разделены на основные и дополнительные:

  • основная функция — деятельность, осуществляемая органом исполнительной власти для достижения целей его создания, ориентированная на обеспечение потребностей граждан, органов и организаций и зафиксированная в Положении об органе исполнительной власти,
  • вспомогательная функция — деятельность, осуществляемая структурными подразделениями органов исполнительной власти в целях выполнения основных функций.

Административный регламент осуществления государственной функции — нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий последовательность действий и сроки (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

Проблема оптимизации контрольных и надзорных функций

В настоящее время система контрольных и надзорных функций в органах исполнительной власти сложна, избыточна, не прозрачна и противоречива — контрольные функции (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации и т.д.) пересекаются с надзорными (проведение проверок, наложение взысканий, лицензирование, выдача разрешений, регистрация, приостановление деятельности и т.д.). Это приводит к усилению административного давления, увеличению количества административных ограничений деятельности организаций, в том числе предпринимательской деятельности.

В рамках административной реформы осуществляется разграничение контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти и местного самоуправления, разработка необходимых нормативных правовых актов.

Контроль рассматривается в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых организациями, аккредитованными в органах исполнительной власти. Надзорные функции должны осуществляться органами исполнительной власти.

Государственная услуга — деятельность уполномоченного органа исполнительной власти (уполномоченного органа, учреждения) по исполнению запроса физического и (или) юридического лица о признании, установлении, изменении или прекращении его прав и обязанностей, установлении юридических фактов, получении материальных и финансовых средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, а также о предоставлении документированной информации.

Государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие — в инициаторе взаимодействия:

  1. если инициатором взаимодействия является ОРГАН ВЛАСТИ (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т.д.), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;
  2. если инициатором взаимодействия является ГРАЖДАНИН, ОРГАНИЗАЦИЯ (например, получение паспорта, лицензирование своей деятельности, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то такое взаимодействие является государственной услугой.

По существу в предлагаемом виде, «государственная услуга» представляет собой частный случай оказания бюджетных услуг, выделенный в отдельную группу по совокупности признаков. Из определения вытекают базовые признаки государственной услуги, подлежащей стандартизации:

  1. адресность — т.е. наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуги. Даже в тех случаях, когда инициатором оказания услуги выступает государство (например, замена водительских удостоверений, регистрация по месту жительства), всегда имеется конкретное лицо, которое обращается за получением этой услуги.
  2. связь с правами и обязанностями граждан является одним из важных признаков государственной услуги. В большинстве случаев государственная услуга является способом реализации гражданином (организацией) принадлежащих ему прав и свобод, либо способом реализации возложенной на него обязанности. Так, обращаясь за установлением статуса пенсионера, гражданин реализует право на получение пенсии и др. вытекающие из этого статуса правомочия.
  3. адресат обращения за услугой гражданина, лица без гражданства или представителя юридического лица — орган исполнительной власти. При этом, возможно, что услуга может оказываться как органом исполнительной власти, так и по поручению ОИВ другим органом или организацией. Таким образом, подчеркивается специфически властный характер услуги и избегается расширительное толкование, при котором к услуге могут быть отнесены социальные бюджетные услуги, оказываемые учреждениями и организациями (обслуживание в социальном стационарном учреждении, оказание образовательных услуг и т.п.)
  4. взаимодействие сторон в процессе оказания услуги — т.е. необходимость личного (устного или письменного) контакта органа, оказывающего услугу с получателем услуги.

Реестр государственных услуг — перечень государственных услуг, формируемый органами исполнительной власти в соответствии с их функциями. Реестр государственных услуг после прохождения экспертизы в экспертной группе при Комиссии по проведению административной реформы утверждается руководителем органа исполнительной власти. Предварительная экспертиза реестра государственных услуг необходима для пресечения навязывания обществу избыточных государственных услуг. В реестр государственных услуг входят услуги, которые связаны со взаимодействием с гражданами (организациями).

Получатель государственной услуги — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее — гражданин) или организация, обратившиеся в орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, для реализации прав либо законных интересов или исполнения возложенных нормативными правовыми актами обязанностей.

Стандарт государственной услуги — обязательные для исполнения правила, устанавливающие требования к оказанию государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной государственной услуги в интересах потребителя государственной услуги.

Административный регламент предоставления государственной услуги — нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий сроки и последовательность действий (административные процедуры), обеспечивающие качественное и быстрое предоставление государственной услуги потребителям государственной услуги.

Административная процедура — последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги — время от получения пакета документов, необходимого для выполнения государственной услуги в соответствие с нормативными правовыми актами до предоставления конечного документа (документов), для которого гражданин (организация) обращался в орган исполнительной власти.

Паспорт государственной услуги — набор систематизированных данных о государственной услуге.

Качество и своевременность предоставления государственной услуги, удовлетворяющие потребителя государственной услуги, зависят от количества административных действий, составляющих административную процедуру.

В рамках административной реформы все административные процедуры и административные действия должны быть проверены на избыточность.

Избыточная административная процедура — последовательность действий, исключение которых из административно-управленческого процесса не приводит к снижению качества предоставления государственной услуги (согласование, уведомление и др.).

Избыточное административное действие — административное действие, исключение которого из административной процедуры позволяет достичь результата административной процедуры без дополнительных затрат.

Под упрощением административных процедур и административных действий понимается:

  • сокращение количества документов, подлежащих предоставлению гражданами и организациями для получения государственной услуги;
  • применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость многократного предоставления идентичной информации, размещение бланков заявлений и форм на сервере органа исполнительной власти, разработка системы дистанционного предоставления государственной услуги;
  • снижение количества взаимодействий между гражданами (организациями) и должностными лицами, в том числе за счет введения системы «одного окна».

Аутсорсинг — передача стороннему подрядчику некоторых государственных функций или административно-управленческих процессов. Аутсорсинг — механизм выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе (например, внедрение новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, организация подбора кадров, финансовый учет, функции по контролю и т.д.).

Административный регламент — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций).

Под качеством государственного управления органа исполнительной власти следует понимать эффективность осуществления его административных процессов, включающих три базовые характеристики качества государственного управления:

  1. ориентированность на результат — качество процесса целеполагания, бюджетирования;
  2. внутренняя организация деятельности — насколько организовано выполнение функций и полномочий, возложенных на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  3. взаимодействие с потребителями государственных услуг — насколько комфортно гражданам взаимодействовать с органами исполнительной власти, насколько существенны издержки данного взаимодействия.

Назад

 
| Единый краевой портал
| Строительство и архитектура
| Строительный надзор и контроль
| Экономическое развитие
| Инвестиции и инновации
| Внешние связи
| Финансовая политика
| Промышленность и энергетика
Жилищно-коммунальное хозяйство
| Госимущество
| Транспорт
| Информатизация и связь
| Природные ресурсы
| Сельское хозяйство
| Социальная политика
| Здравоохранение
| Культура
| Наука и образование
| Спорт и туризм, и молодежная политика
| Информационная политика
| Безопасность и правопорядок
| Комиссия по делам несовершеннолетних
| Национальные и краевые проекты
| Строительство социальных объектов
| Развитие гражданского общества
| Грантовые программы
| Интерактивные карты
| Опросы на краевом портале
| Законотворчество на краевом портале


© 2012-2017. Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края
660009, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Марковского, 21
Телефон: +7 (391) 227-39-13, Факс: +7 (391) 227-39-14, E-mail: krasarh@yandex.ru

Администратор портала: 227-13-43